ГЛАВНАЯИнновационная деятельность

 

Инновационная деятельность

по проекту «Внедрение содержания и форм воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования» на 2016/2017 учебный год


 

календаРнЫЙ план

ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2016/2017 учебный год

 

Инновационный проект «Внедрение содержания и форм воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования».

         

Руководитель проекта: Горбатюк Валентина Александровна, начальник отдела центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО

         

Учреждения, осуществляющие научно-методическое сопровождение инновационной деятельности:

1.    учреждение образования «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»

2.    учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования»;

3.    государственное учреждение «Брестский областной учебно-методический центр профессионального образования».

 

Описание структуры и содержания внедряемой УО инновационной  модели (технологии, методики, системы и др.) в данном учебном году

В Республике Беларусь в последние годы растет количество случаев употребления наркотических, психоактивных веществ, курительных смесей, спиртных напитков среди населения. В последнее время в молодежной среде все чаще встречаются случаи употребления курительных смесей (спайсов), которые сильно не только разрушают организм человека, но и уничтожают его как личность. В Беларусь спайс пришёл не так давно, но уже успел отметиться в печальной статистике. Вопросы профилактики наркопотребления очень актуальны для учреждений профессионального образования.

Таким образом, актуальность инновационного проекта «Внедрение содержания и форм воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования» обусловлена ростом числа наркозависимых, прежде всего, среди несовершеннолетних, что является проблемой социально-психологической и психологической предрасположенности к употреблению наркотических веществ, причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения.

При этом под профилактикой, понимаются, прежде всего, научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, выраженные в модели воспитательной работы по профилактике наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования и включающие критерии и показатели (формирование профессиональной направленности личности учащегося; сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья учащегося; стремление в достижении социально значимых целей и раскрытие своего внутреннего потенциала)

Идея инновационного проекта основана:

1.    на актуальности темы профилактики наркопотребления в настоящее время среди учащейся молодежи;

2.    на наличии опыта профилактики наркопотребления педагогами колледжа.

Цель инновационной деятельности:

- разработка и внедрение модели профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования.

Гипотеза проекта: внедрение предлагаемой модели профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования позволит существенно снизить риски развития наркомании и деструктивного поведения.

Основная идея проекта: Включение в содержание воспитательного процесса колледжа профилактической составляющей, направленной на формирование знаний, умений и навыков, развитие качеств личности, образцов ответственного поведения, препятствующих формированию у молодых людей тяги к наркопотреблению и различных форм асоциального, деструктивного поведения.

Цель проекта: Сохранение и улучшение физического и психического здоровья детей учащихся учреждений профессионального образования, предупреждение распространения асоциальных форм поведения путем обеспечения превентивной профилактической направленности наркопотребления.

Принципы реализации проекта:

Полисубъектность - профилактические мероприятия должны включать родителей, педагогов и авторитетных взрослых, которые могут помочь учащимсяузнать новые факты относительно опасности наркомании и деструктивного поведения, оказать своевременную помощь и поддержку.

Интерактивность - профилактические мероприятия для подростков должны быть основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях и т. д.

Цикличность - профилактические мероприятия должны быть долговременными, с элементами повторения и преемственности в течение всего периода смены (а в идеале – и после нее).

Интегративность - профилактические мероприятия по максимуму должны использовать ресурсную базу ведущего содержания профильной смены, встраиваясь в ее плановые мероприятия.

Концептуальное обоснование направлений и содержания деятельности:

Многие специалисты справедливо ищут причины распространения наркомании, асоциальных, деструктивных форм поведения в молодежной среде в сложности социально-экономической обстановки в стране, специфике психо-физиологических изменений пубертатного периода и т. д.

Одной из важнейших причин подростковой девиантности являются проблемы процесса психологического взросления, сложности, связанные с самоутверждением молодого человека, с возможностью его самореализации в личностно-значимой, общественно-полезной деятельности. Все это вызывает у современного молодого человека чувство собственной неважности и ненужности в мире, неэффективности своей деятельности по достижению значимых целей и удовлетворению актуальных потребностей, и зачастую толкает его на поиск средств создания суррогатных, деструктивных форм обеспечения комфортности самооценки, приемлемого социального статуса, обеспечения чувства успешности, собственной значимости.

Средством предотвращения подобных явлений в детско-молодежной среде является формирование у молодых людей социально- ориентированных компенсаторных механизмов их преодоления, навыков совладания со стрессом, навыков саморегуляции и поиска помощи в окружающей социальной среде, а также актуализации личностно-значимых ресурсов и самореализация детей и молодежи в различных видах социальных отношений, творческой деятельности.

Необходимо помнить, что эффективность профилактической деятельности наркопотребления повышается, если перевести общие проблемы профилактики в личностно - значимые для подростка побудительные факты его жизнедеятельности, поэтому профилактические мероприятия перестанут являться внешними, привнесенными в жизнь подростка, а станут наиболее интересным предметом познания, только если они применимы в процессе самореализации подростков.

Не менее важной частью профилактической работы является активизация возможностей социальной среды личности с целью получения ребенком социальной поддержки от структур, способ­ных оказать человеку помощь. Люди, получающие эффективную социальную поддер­жку от семьи, друзей, значимых для них людей и соци­альных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к раз­витию заболеваний. Потому знакомство с сетями социальной поддержки, развитие способности их находить и готовности принимать помощь от окружающих, тоже может быть частью профилактической работы в колледже.

Таким образом, основными задачами профилактической деятельности наркопотребления среди учащихся профессионального образования, в соответствии с приведенной концептуальной установкой, являются:

1. Включение в программу педагогического взаимодействия с подростком в колледже психолого-развивающего компонента, направленного повышение информированности о вреде наркомании и на включение детей в работу по формированию навыков конструктивного общения, адаптивного поведения и развитию личностных ресурсов.

2. Создание педагогических условий для актуализации личностно-значимых ресурсов и самореализации подростков, повышение их социальной активности через включение в различные виды социальных отношений, деятельности.

3. Создание условий для активизации возможностей социальной среды для получения ребенком социальной поддержки от структур, способных ее оказать (члены семьи, друзья, значимые взрослые, члены об­щественных организаций и т. д. ).

4. Создание условий, позволяющих педагогам, реализующим программы профилактики, повышать свой профессиональный уровень и изучать положительный опыт работы.

5. Разработать и апробировать материалы методического и воспитательного характера по теме профилактики наркопотребления.

Вышеназванные задачи определяют основные направления деятельности по инновационному проекту: психолого-развивающее, воспитательно-профилактическое, социально-поддерживающее, организационно-методическое.

Психолого - развивающее направление

Задачи:

1. Повышение информированности подростков в сфере вреда и последствий наркопотребления.

2. Формирование навыков здорового образа жизни.

3. Развитие навыков конструктивного общения, способствующих их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.

4. Развитие ресурсов личности путем формирования позитивной Я–концепции.

5. Развитие способности использовать ресурсы среды путем повышения эффективности социально – поддерживающих отношений.

Содержание программных мероприятий:

Основной формой реализации направления является комплекс тренинговых и развивающих занятий, проводимых на протяжении всего учебного года.

Закрепление основных элементов тренинга происходит через комплекс психолого-развивающих мероприятий.

Воспитательно-профилактическое направление

Рассматривая данное направление, подчеркнем, что его содержание строится в логике содействия самореализации подростков, что означает помощь им в осознанном целесообразном раскрытии и использовании своих позитивных возможностей, направленном на свободный выбор возможностей нового роста.

Для реализации этого посыла в данном направлении должны решаться следующие задачи:

1. Получение и актуализация подростками важных социально-психологических знаний.

2. Раскрытие и воплощение подростками субъективных качеств в различных видах деятельности.

3. Развитие у подростков рефлексивной позиции и навыков обратной связи.

Последовательность решения поставленных задач в практической педагогической и воспитательной деятельности, может рассматриваться как определенный алгоритм, реализация которого позволяет эффективно достигать целей содействия самореализации подростками. Наиболее приемлемой и оптимальной формой и структурой такого образовательно-воспитательного взаимодействия в рамках реализации проекта, способствующей самореализации подростка, может стать «практический воспитательно-профилактический комплекс», представляющий собой взаимодействие подростков, специалистов, ро­дителей, посвященное актуальной социальной проблеме наркопотребления. «Комплекс» - это синтетическая форма педагогического взаимодействия, дидактические компоненты которого включают весь перечень форм активного, диалогового взаимодействия. Целевой компонент этого взаимодействия связан с тем,· какие эмоциональные, рациональные чувства будут пережиты подростком в процессе освоения новой информации; · какое личностное отношение, получит эта информация в сознании подростка; · какие нормы социального отношения и поведения он выстроит при помощи педагогов, психологов, воспитателей и вожатых, а также сверстников – волонтёров в процес­се участия в практическом воспитательно-профилактическом комплексе; · каким образом он сможет апробировать новое пережитое знание, «ощутить его действенность и последствия»; · как он сможет пользоваться этим открытым знанием в практике.

Основой «практического воспитательно-профилактического комплекса» является система сквозных тематических мероприятий индивидуального, группового и массового характера, встраиваемых в ежедневную систему воспитательной работы колледжа.

Социально-поддерживающее направление

Социальная поддержка — это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Сети социальной поддержки — это структуры, способные оказать человеку помощь. Люди, получающие эффективную социальную поддержку от семьи, друзей, значимых для них людей и социальных сообществ, обладают более крепким здоровьем, легче справляются со стрессами, более устойчивы к развитию заболеваний. Поэтому, важную роль в профилактике наркопотребления, асоциальных форм поведения, являющихся реакцией на возникновение стрессовых и проблемных ситуаций, играет научение подростка включению в социально-поддерживающий процесс.

В данном направлении целесообразно работать, последовательно решая три взаимосвязанные задачи:

1. Развитие у детей способности находить людей, готовых оказать ему помощь — поиск социальной поддержки.

2. Организация взаимодействия со структурами, способными оказать поддержку (члены семьи, друзья, значимые взрослые, члены общественных организаций и т. д. ) - сети социальной поддержки.

3. Развитие у детей способности принимать помощь от окружающих — восприятие социальной поддержки.

Организационно-методическое направление.

Задачи:

1. Обучение педагогов, участвующих в реализации проекта интерактивным психолого-педагогическим техникам ведения профилактической работы.

2. Обеспечение педагогов колледжа методическими рекомендациями,  разработками профилактических мероприятий.

3. Привлечение к участию в профилактической деятельности колледжа специалистов органов и учреждений профилактики.

4. Разработка мониторинга внедрения профилактической составляющей в планы воспитательной работы в учебных группах.

Критерии и показатели

эффективности инновационной деятельности

В соответствии с цепями и задачами данного проекта можно выделить следующие критерии эффективности, достижение которых будет свидетельствовать о степени результативности проведенной инновационной работы:

-· Развитие личностных ресурсов.

-· Самореализация в социально приемлемых видах деятельности.

-· Включенность в систему социальной поддержки.

-· Готовность к участию в профилактических программах.

Соответствие вышеназванным критериям определяется следующими показателями:

-· Уровень овладения приемами конструктивного общения.

-· Уровень адаптивности.

--· Уровень развития личностных ресурсов.

-· Уровень овладения специальными знаниями.

-· Уровень социальной активности.

-· Степень удовлетворенности результатами собственной деятельности.

-· Уровень сформированности рефлексивной позиции.

-· Уровень информированности о возможностях социальной среды.

-· Уровень осознания актуальных потребностей.

-· Степень удовлетворенности результатами социального взаимодействия

-· Степень готовности к дальнейшему участию в профилактических программах.

 

Критерии

Показатели

Нравственно-правовая компетентность

- знание и понимание правовых норм, принятых в Республике Беларусь

- ответственность за личное поведение по соблюдению правовых норм Республики Беларусь

- отсутствие случаев противоправного, антиобщественного поведения, связанных с наркооборотом

Личностная компетентность

- успешная адаптация к процессу обучения

- навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе

- направленность на личностное развитие

- способность ориентироваться на общепризнанные ценности, нормы, идеалы

- ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование антинаркотического барьера

Социальная компетентность

- наличие активной жизненной позиции

- понимание средств, способов решения социальных и профессиональных задач

- вовлеченность в культурные формы досуга

- направленность на овладение профессиональной деятельностью

- позитивные, дружеские взаимоотношения в учебном коллективе

 

Этапы реализации проекта в 2016/2017 учебном году

1.              Организационный  05.09.2016 – 30.10.2016.

2.              Прогностично-проектировочный 03.10.2016-31.10.2016.

3.              Практический: ноябрь 2016 – март  2017.

4.              Обобщающий: апрель 2017-июнь 2017.    

 

Участники инновационной деятельности в 2016/2017 учебном году:

Учащиеся (всего 52 человека)

 

Экспериментальная группа

№ группы

Курс

Количество

уч-ся

Специальность

М54

1

26

3-74 06 51 «Техническое обеспечение с/х работ»  

3-37 01 52  «Эксплуатация и ремонт автомобилей»

3-36 01 51 «Технология сварочных работ»

 

Контрольная группа

№ группы

Курс

Количество уч-ся

Специальность

М52

1

26

3-74 06 51 «Техническое обеспечение с/х работ»  

3-37 01 52  «Эксплуатация и ремонт автомобилей»

3-36 01 51 «Технология сварочных работ»

 

 

Кадровое обеспечение проекта:

Педагогические работники УО «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»

- Шурхай Александр Васильевич, директор

- Зайцев Дмитрий Алимович, зам. директора по учебно-воспитательной работе

- Прибыш Елена Владимировна, преподаватель

- Пилипчак Денис Петрович, преподавател

- Рысь Жанна Леонидовна, преподаватель

ВСЕГО в инновационной деятельности принимают участие 57 человек, из них - 52 учащихся, 5 педагогических работников.

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

- изготовление  стендов для наглядной агитации

- приобретение методической, нормативной, научной литературы, видеофильмов по теме проекта;

- приобретение дидактического материала для проведения воспитательных и информационных мероприятий, встреч и экскурсий;

- приобретение письменных и канцелярских принадлежностей;

- разработка пособия для педагогов по теме проекта;

- приобретение носителя для фильма (ноутбук)

Финансово-экономическое обоснование проекта:

- выделение средств на изготовление стендов и наглядной агитации

- приобретение оборудования (ноутбука)

выделение средств для проведения конкурсов, встреч, воспитательных мероприятий, тренингов;

Оплата:

- участников эксперимента;

- расходных материалов;

- широкополосного доступа в интернет


Календарный план

инновационной деятельности на 2016/2017 учебный год

 

Название этапа

Цель

Содержание работы

Методы

исследования

Срок

проведения

Оценка

эффективности ЭИД

Форма представления результатов

Критерии

Показатели

1 Организационный этап

Создание необходимых условий проведения инновационной деятельности: организационных, кадровых, методических, финансовых

1.      Создание творческой группы ИД.

2.      Изучение нормативной базы, локальных актов.

3.      Разработка, обсуждение и утверждение календарного плана и программы ИД на 2016-2017 учебный год.

4.      Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

5.       Определение методики исследования. Подборка диагностических методик по основным направлениям модели.

6.       Мониторинг склонности учащихся к употреблению наркотиков.

Методики:

1. Опросник риска химической зависимости (психосоциальное анкетирование)

2. Анкета по выявлению риска химической зависимости (психосоциальное анкетирование)

3. Методика «Социальная адаптация»

4. Анкета «Мое здоровье»

5. Личностный опросник Г.Айзенка

6 Анализ участия в молодежных инициативах

7 Выявление мотивов участия учащихся в делах учебной группы

(6,7,10 на промежуточном этапе)

8 Тест «Способность к самоуправлению»

9Анализ случаев пьнства, табакокурения, наркопотребления

10 Анализ участия в работе спортивных секций, кружков

11 Анкета «знаешь ли ты закон»

12. Социометрия.

Теоретический анализ, педагогические наблюдения, метод моделирования, проектирование и разработка компонентов УМК по программе.

02.09

2016

01-10.09

2016

до 15.09

2016

 

до 20.09

2016

 

сентябрь

2016

 

октябрь

2016 г.

 

10.2016

 

10.2016

 

10.2016

 

10.2016

 

10.2016

10.2016

Уровень профессиональной компетентности участников ИД

 

 

Качество программно-методического обеспечения ИД

 

 

 

 

 

 

 

Уровень нравственно-правовой компетентности

Уровень личностной компетентности

Уровень социальной компетентности

Вовлеченность в досуговую деятельность

Анализ отклоняющегося поведения

 

Доля педагогических работников, принимающих участие в ИД

 

Степень соответствия разработанного календарного плана ИД требованиям НПА

– Приказ о создании творческой группы.

– План работы творческой группы.

– Обсуждение и анализ календарного плана ИД на заседании методического объединения по воспитательной работе.

– Перечень используемых диагностических методик.

2 Прогностично-проектировочный этап

Разработка нормативного, программного, учебно-методического обеспечения проекта

- Теоретический анализ методической, психологической литературы по борьбе с наркоманией.

- Исследование основополагающих идей, подходов, принципов профилактики наркопотребления

- Изучение имеющегося опыта работы и специфики колледжа по теме проекта

- Анализ кадрового обеспечения реализации проекта

- Проектирование модели профилактики наркопотребления в Высоковском ГСПТК

- Разработка и подбор необходимых материалов для реализации модели

- Прогнозирование возможных положительных результатов реализации модели

 

Теоретический анализ исследования проблемы. Изучение опыта работы. Анкетирование. Тестирование. Педагогическое моделирование. Педагогическое проектирование. Педагогическое прогнозирование.

Октябрь 2016

 

 

Аналитический обзор источников по теме проекта; Модель профилактики наркопотребления; Экспериментальная УПД


 

3 Практический

Фиксация исходного состояния объекта проекта. Реализация на практике поставленных задач. Мониторинг и предварительная оценка результатов.

Реализация на практике поставленных задач.

Отслеживание и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция (при необходимости) применяемых подходов.

Освещение на сайте УО инновационной деятельности: цели, задачи. мероприятия, информационные мероприятия и др.

- Проведение констатирующего эксперимента в экспериментальной группе, определение исходного состояния объекта проекта

- Проведение формирующего эксперимента

- Внедрение в воспитательный процесс разработанной модели

- проведение контрольных срезов

 

Тестирование, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки результатов исследования, сравнение

 

Ноябрь 2016

 

 

 

 

Декабрь 2016

 

Январь-февраль 2017

Март 2017

 

 

 

Готовность педагогического коллектива к ИД.

Включение кураторами в планы воспитательной работы компонента борьбы с наркотиками

Уровень сформированности уровня знаний о наркотиках, способах их распространения

Личностная компетентность

Социальная компетентность

 

 

Вкладка на сайте

Соответствует/ Не соответствует

 

Включён/не включен

 

-       Оформление материалов проекта.

-       Пополнение методического кабинета вспомогательными  материалами.

-       Проведение обучающих семинаров, круглых столов по работе в модели.

-       Доработка методических рекомендаций для более успешного внедрения  модели

борьбы с наркоманией

Промежуточный отчет по ИД

4 Обобщающий этап

Обобщение результатов ИД, организация их внедрения в воспитательный процесс колледжа

- обработка и анализ полученных результатов, соотнесение их с целями и задачами проекта

- Анализ полученных результатов

- Оформление результатов ИД

- Разработка методических рекомендаций по использованию полученных результатов в воспитательном процессе колледжа

4. Освещение в СМИ, на семинарах, конференциях, в журналах результатов ИД, наиболее интересных мероприятий и т.д. (в течение года)

 

Анкетирование

Анализ и синтез

Сравнение.

Обобщение.

Ранжирование. Социометрия.

 

Апрель 2017

 

Апрель 2017

 

Май 2017

Июнь 2017

Эффективность ИД

Степень соответствия полученных результатов целям и задачам ИД

Отчет о результатах ИД

Разработанные материалы и методики

Рекомендации по использованию полученных результатов.

 

Директор УО  «Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж»

 

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель начальника управления образования Бресткого облисполкома

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора областного учебно-методического центра ПО

_____________________ А.В. Шурхай

«___»_______________________2016г.

_____________________ А.Ф. Жук

«___»_______________________2016г.

__________________ Л.С. Михальчук

«___»_______________________2016г.


 

Методические условия реализации Проекта

 

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Создание методических рекомендаций по апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

Весь

период

Методический

совет  колледжа

2.

Ознакомление педагогов с нормативной базой по апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

2016-2017 годы

Заместительдиректора

колледжа по УВР

3.

Знакомство с инновационными технологиями   апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

Весь

период

Заместительдиректора колледжа поУВР,

Методический совет  колледжа

4.

Обобщение и распространение передового

опыта по  апробации модели  профилактики  наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

Весь

период

Заместитель директора

колледжа по УВР,

Методический совет  колледжа

5.

Оформление методического банка по теме:

 «Апробация модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования ».

(разработка сценариев,

создание фонда презентаций, фото-, видео­

материалов)

Весь

период

Заместительдиректора

колледжа по  УВР

6.

Создание памятки руководителям групп, преподавателям по   апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

2016 год

Заместитель директора  колледжа  по УВР

7.

Работа методического объединения кураторов, мастеров п/о, воспитателей  по вопросам  апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

Весь период

Заместитель директора  колледжа  по УВР

8.

Проведение психологических исследований и мониторинга  апробации модели  профилактики наркопотребления среди учащихся учреждений профессионального образования

Весь период

Заместитель директора  колледжа по УВР

9.

Работа родительского лектория

Весь период

Психолог колледжа

Ввсоковский ГСПТК
(: 8-01631-76288, 8-01631-76289
E-mail: vgsptk@brest.by
ГЛАВНАЯ || УЧЁБА || ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА || МЕТОДКАБИНЕТ || СПОРТ
 
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов