ГЛАВНАЯСППССОВЕТЫ

Социально-педагогическая и психологическая служба колледжа

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезная информация для кураторов, мастеров и родителей по профилактике,  выявлению  и предупреждению  суицидального поведения

Если бы это в моей было власти,
Убедила бы всех я в одном —
В жизни, кроме несчастья, все — счастье,
В каждом часе и миге земном.

В.Звягинцева

«Крик о помощи». Именно так называют на Западе подростковые самоубийства. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре - к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Подросток добровольно уходит из жизни... Что может быть трагичней и парадоксальней. Кому; как ни подростку, жить и творить в будущем, кто как ни он - основа дальнейшей жизни на этой земле? Сколько их убежало  в эту бездну, где пустота, небытие...

Поэтому стало необходимым в образовательных учреждениях организовывать профилактику суицидов в подростковой среде.  Ведущая роль в этом отводится  куратору группы, мастеру производственного обучения, воспитателю, психологу и социальному педагогу колледжа, которые призваны быть защитниками прав и интересов подростков, оказывать содействие в получении помощи подростку, оказавшемуся в кризисной ситуации.

Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних.

К внутренним формам относятся:

          суицидальные мысли (представления, переживания, размышления об отсутствии ценности жизни);

          суицидальные тенденции (замыслы, намерения).

К внешним формам относятся:

          суицидальные появления (высказывания);

          суицидальные покушения (попытки).

Суицидальный риск - это потенциальная готовность личности совершить самоубийство, который может быть оценен как соотношение суицидальных и антисуицидальных факторов личности.

Психологический смысл подросткового суицида

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Характерные черты подросткового суицида

·         суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье,  группе);

·         конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

·         суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

·         суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

·         суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

·         средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

 Роль педагога в работе с суицидальными детьми

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание врача, родителей, администрации на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.


 

Алгоритм работы для педагогов колледжа в социальных сетях сети Интернет по выявлению деструктивных явлений среди несовершеннолетних учащихся

 

1. Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:

· общая безопасность в Интернете (правила работы);

· настройка родительского контроля;

· регистрация в социальных сетях создание группы в социальных сетях, Google-сервисах;

· специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.

2.  Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ.

3. Зарегистрироваться в социальных сетях.

4.  Выяснить, под какими именами учащиеся зарегистрированы в социальных сетях (никнеймы).

5. Отправить запросы учащимся на добавление в друзья.

6.  Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся.

7.  Просматривать страницы учащихся группы, обращая внимание на то, с кем общаются учащиеся, кто у них в друзьях, в каких группах и сообществах состоят, каковы тематики этих групп, на записи на «стене» (в аккаунте).

Вас должна насторожить:

 - информация с суицидальным подтекстом, депрессивного содержания;

- пропаганда насилия;

- порнографическая и эротическая информация;

- информация агрессивного характера;

- информация наркотической тематики (изображения конопли и др.);

- информация экстремистского содержания (нацистская символика, обоснование  национального или расового превосходства, призывы к уничтожению какой-либо нации, расы, религии).

8. Мониторинг социальных сетей в учреждении образования проводится кураторами групп 1 раз в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества.  Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих в банке данных подростков, требующих повышенного педагогического внимания (СОП, ИПР, относящихся к различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или агрессию, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и иные) проводится 2 раза в месяц.

В случае поступления информации от службы СППС куратору о возможном семейном неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при видимых негативных проявлениях у подростка, замкнутости, других проявлениях,  мониторинг социальных сетей куратору необходимо провести в течение 7 дней.

9. Создавать группы совместно с учениками, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение.

10. При выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности к суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):

· обратить внимание на поведение ребенка в среде колледжа;

· информировать педагога-психолога, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе;

· осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями (законными представителями).

11. Результаты мониторинга социальных сетей вносятся в журнал.


Как определить наличие  риска суицида у молодых людей и подростков

Любые неожиданные или драматические изменения, повлиявшие на поведение подростка или молодого человека, любые изменения в поведении, словесные и эмоциональные признаки следует принимать всерьез. К ним относятся:

• Потеря интереса к обычным видам деятельности

• Внезапное снижение успеваемости

• Необычное снижение активности, неспособность к волевым усилиям

• Плохое поведение  на уроках

• Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы

• Увеличение потребления табака, алкоголя или наркотиков

• Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в беспорядках

Если эти явления появляются, на подростка следует обратить особое внимание. Далее в виде таблиц приведены признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе, а также симптомы депрессии у детей и подростков.

 Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность)

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность, безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о конкретном плане суицида

Признаки депрессии

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Вина или ощущение неудачи, поражения

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чрезмерные опасения или страхи

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Чувство собственной малозначимости

Пренебрежение внешним видом

Рассеянность или растерянность

       

Признаки депрессии у детей и подростков

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Самообман - негативная самооценка

Агрессивное поведение

Чувство «заслуженного отвержения»

Непослушание

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Сниженная социализация

Плохая успеваемость

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, институте

Рекомендации педагогам и  родителям в случае, если у ребенка замечена
 склонность к самоубийству.

1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2.  Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

5.  Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

 

Как родителям вести  себя с суицидальным подростком

Если у вас возникают опасения относительно состояния вашего ребенка или если в семье уже имела место суицидальная попытка, следует предпринять меры по предупреждению суицидального кризиса. Эти действия включают две основных стратегии – постоянную работу по улучшению взаимоотношений в семье повышению самооценки, самоуважения у ребенка, а также меры по улучшению коммуникации (общения) в семье при выявлении признаков суицидальной угрозы.

Советы ребенку:

Всегда думай!

Избегай неприятностей!

Реально оцени свои силы и действуй!

Особый случай: проси помощи и защиты!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.

2.         Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.

3.         Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.

4.         Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьника. - №3. – 2002. 

5. Ж.В.Черкунова. Сборник  методических материалов, 2009г.

 


 

 
 
Высоковский ГСПТК
тел: 8-01631-76288, 8-01631-76289
E-mail: vgsptk@brest.by
ГЛАВНАЯ || УЧЁБА || ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА || МЕТОДКАБИНЕТ || СПОРТ
 
Создание сайтов ЕкатеринбургШаблоны сайтовПоиск товаров - справочник цен, каталог магазинов, прайс-листыБесплатные шаблоны дизайна образовательных сайтов