Полезная информация для кураторов, мастеров
и родителей по профилактике, выявлению и
предупреждению суицидального поведения
Если бы это в моей было власти,
Убедила бы всех я в одном —
В жизни, кроме несчастья, все — счастье,
В каждом часе и миге земном.
В.Звягинцева
«Крик о помощи». Именно так называют на Западе
подростковые самоубийства. Поднимая на себя
руку, ребенок прибегает
к последнему аргументу в споре - к такому
аргументу, который, по его мнению, не может
быть не услышан. Подросток добровольно
уходит из жизни... Что может быть трагичней
и парадоксальней. Кому; как ни подростку,
жить и творить в будущем, кто как ни он -
основа дальнейшей жизни на этой земле?
Сколько их убежало в эту бездну, где
пустота, небытие...
Поэтому стало необходимым в образовательных
учреждениях организовывать профилактику
суицидов в подростковой среде. Ведущая роль
в этом отводится куратору группы, мастеру
производственного обучения, воспитателю,
психологу и социальному педагогу колледжа,
которые призваны быть защитниками прав и
интересов подростков, оказывать содействие в
получении помощи подростку, оказавшемуся в
кризисной ситуации.
Суицидальное поведение проявляется в двух
основных формах: внешних и внутренних.
К внутренним формам относятся:
•
суицидальные мысли (представления,
переживания, размышления об отсутствии
ценности жизни);
•
суицидальные тенденции (замыслы, намерения).
К внешним формам относятся:
•
суицидальные появления (высказывания);
•
суицидальные покушения (попытки).
Суицидальный риск
- это потенциальная готовность личности
совершить самоубийство, который может быть
оценен как соотношение суицидальных и
антисуицидальных факторов личности.
Психологический смысл подросткового суицида
Психологический смысл подросткового суицида
– крик о помощи, стремление привлечь
внимание к своему страданию. Настоящего
желания нет, представление о смерти крайне
неотчетливо, инфантильно. Смерть
представляется в виде желательного
длительного сна, отдыха от невзгод, способа
попасть в иной мир, так же она видится
средством наказать обидчиков.
Характерные черты подросткового суицида
·
суициду предшествуют кратковременные,
объективно нетяжелые конфликты в сферах
близких отношений (в семье, группе);
·
конфликт воспринимается как крайне значимый
и травматичный, вызывая внутренний кризис и
драматизацию событий;
·
суицидальный поступок воспринимается в
романтически-героическом ореоле: как смелый
вызов, как решительное действие, как
мужественное решение и т.п.
·
суицидное поведение демонстративно, в нем
есть признаки «игры на публику»;
·
суицидальное поведение регулируется скорее
порывом, аффектом, в нем нет продуманности,
взвешенности, точного просчета;
·
средства самоубийства выбраны неумело
(прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические
вещества, тонкая веревка и т.п.).
Роль
педагога в работе с суицидальными детьми
Многие будут правы, если скажут: такие дети
нуждаются в помощи специалистов.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении
таких детей может выразиться в том, что –
часто общаясь с ребенком – он может увидеть
признаки проблемного состояния: напряжение,
апатию, агрессивность и т.п. Педагог может
обратить внимание врача, родителей,
администрации на этого подростка. Старшему
подростку он может предложить
разъяснительную беседу, в которой пояснит,
что видит его состояние и советует
обратиться к психологу, психотерапевту, так
как оно требует работы специалиста. Даже
такая роль педагога приносит свои плоды.
Важно лишь педагогу вложить в такую работу
немного искреннего сочувствия и душевного
тепла.
Алгоритм работы для педагогов колледжа в социальных сетях сети Интернет по выявлению деструктивных явлений среди несовершеннолетних учащихся 1. Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет: · общая безопасность в Интернете (правила работы); · настройка родительского контроля; · регистрация в социальных сетях создание группы в социальных сетях, Google-сервисах; · специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др. 2. Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ. 3. Зарегистрироваться в социальных сетях. 4. Выяснить, под какими именами учащиеся зарегистрированы в социальных сетях (никнеймы). 5. Отправить запросы учащимся на добавление в друзья. 6. Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся. 7. Просматривать страницы учащихся группы, обращая внимание на то, с кем общаются учащиеся, кто у них в друзьях, в каких группах и сообществах состоят, каковы тематики этих групп, на записи на «стене» (в аккаунте). Вас должна насторожить: - информация с суицидальным подтекстом, депрессивного содержания; - пропаганда насилия; - порнографическая и эротическая информация; - информация агрессивного характера; - информация наркотической тематики (изображения конопли и др.); - информация экстремистского содержания (нацистская символика, обоснование национального или расового превосходства, призывы к уничтожению какой-либо нации, расы, религии). 8. Мониторинг социальных сетей в учреждении образования проводится кураторами групп 1 раз в месяц с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества. Мониторинг социальных сетей несовершеннолетних, состоящих в банке данных подростков, требующих повышенного педагогического внимания (СОП, ИПР, относящихся к различным субкультурам, проявляющие девиантное поведение или агрессию, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и иные) проводится 2 раза в месяц. В случае поступления информации от службы СППС куратору о возможном семейном неблагополучии, результатах психодиагностики, а также при видимых негативных проявлениях у подростка, замкнутости, других проявлениях, мониторинг социальных сетей куратору необходимо провести в течение 7 дней. 9. Создавать группы совместно с учениками, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение. 10. При выявлении случаев деструктивных проявлений, склонности к суицидальному поведению среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.): · обратить внимание на поведение ребенка в среде колледжа; · информировать педагога-психолога, педагога социального, заместителя директора по воспитательной работе; · осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, их родителями (законными представителями). 11. Результаты мониторинга социальных сетей вносятся в журнал.
Любые неожиданные или драматические
изменения, повлиявшие на поведение подростка
или молодого человека, любые изменения в
поведении, словесные и эмоциональные
признаки следует принимать всерьез. К ним
относятся:
• Потеря интереса к обычным видам
деятельности
• Внезапное снижение успеваемости
• Необычное снижение активности,
неспособность к волевым усилиям
• Плохое поведение на уроках
• Необъяснимые или часто повторяющиеся
исчезновения из дома и прогулы
• Увеличение потребления табака, алкоголя
или наркотиков
• Инциденты с вовлечением правоохранительных
органов, участие в беспорядках
Если эти явления появляются, на подростка
следует обратить особое внимание. Далее в
виде таблиц приведены признаки,
свидетельствующие о суицидальной угрозе, а
также симптомы депрессии у детей и
подростков.
Признаки,
свидетельствующие о суицидальной угрозе
Поведенческие |
Словесные |
Эмоциональные |
Любые внезапные
изменения в поведении и настроении,
особенно, отдаляющие от близких
людей |
Уверения в беспомощности
и зависимости от других |
Амбивалентность
(двойственность) |
Склонность к
опрометчивым и безрассудным
поступкам |
Прощание |
Беспомощность,
безнадежность |
Чрезмерное употребление
алкоголя или таблеток |
Разговоры или шутки о
желании умереть |
Переживание горя
|
Посещение врача без
очевидной необходимости |
Сообщение о конкретном
плане суицида |
Признаки депрессии
|
Расставание с дорогими
вещами или деньгами |
Двойственная оценка
значимых событий |
Вина или ощущение
неудачи, поражения |
Приобретение средств
совершения суицида |
Медленная,
маловыразительная речь |
Чрезмерные опасения или
страхи |
Подведение итогов,
приведение дел в порядок,
приготовления к уходу |
Высказывания
самообвинения |
Чувство собственной
малозначимости |
Пренебрежение внешним
видом |
Рассеянность или
растерянность |
|
|
|
|
Признаки депрессии у детей и подростков
Дети |
Подростки |
Печальное настроение
|
Печальное настроение
|
Потеря свойственной
детям энергии |
Чувство скуки
|
Внешние проявления
печали |
Чувство усталости
|
Нарушения сна
|
Нарушения сна
|
Соматические жалобы
|
Соматические жалобы
|
Изменение аппетита или
веса |
Неусидчивость,
беспокойство |
Ухудшение успеваемости
|
Фиксация внимания на
мелочах |
Снижение интереса к
обучению |
Чрезмерная
эмоциональность |
Страх неудачи
|
Замкнутость |
Чувство неполноценности
|
Рассеянность внимания
|
Самообман - негативная
самооценка |
Агрессивное поведение
|
Чувство «заслуженного
отвержения» |
Непослушание
|
Заметное снижение
настроения при малейших неудачах
|
Склонность к бунту
|
Чрезмерная
самокритичность |
Злоупотребление
алкоголем или наркотиками
|
Сниженная социализация
|
Плохая успеваемость
|
Агрессивное поведение
|
Прогулы в школе,
институте |
1. Внимательно выслушайте решившегося на
самоубийство подростка, в состоянии
душевного кризиса, прежде всего необходим
кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите
все усилия, чтобы понять проблему, скрытую
за словами.
2. Оцените серьезность намерения и чувств
ребенка. Если он или она уже имеют
конкретный план самоубийства, ситуация более
острая, чем если эти планы расплывчаты и
неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса.
Подросток: может испытывать серьезные
трудности, но при этом и не помышлять о
самоубийстве. Часто человек, недавно
находящейся в состоянии депрессии, вдруг
начинает бурную, неустанную деятельность
такое поведение также может служить
основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже
самым незначительным обидам и жалобам.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли
они о самоубийстве. Опыт показывает, что
такой вопрос редко приносит вред. Часто
подросток бывает рад возможности высказать
свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека
необходимо убедить в следующем:
а) что тяжелое эмоциональное состояние,
переживаемое им в настоящий момент является,
временным;
б) что его жизнь нужна родным, близким,
друзьям и уход его из жизни станет для них
тяжелым ударом;
в) что он, безусловно, имеет право
распоряжаться своей жизнью, но решение
вопроса об уходе из нее в силу его крайней
важности, лучше отложить на некоторое время,
спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал,
не должны ввести вас в заблуждение. Часто
ребенок может почувствовать облегчение после
разговора о самоубийстве, но вскоре опять
вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно
не оставлять его в одиночестве даже после
успешного разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы.
Человеку в состоянии кризиса нужны строгие
утвердительные указания. Осознание нашей
компетентности и, заинтересованности в его
судьбе, готовности помочь дадут ему
эмоциональную опору. Убедите его в том, что
он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
Оцените его внутренние резервы. Если человек
сохранил способность анализировать и
воспринимать советы окружающих, ему будет
легче вернуть душевные силы и стабильность.
Следует принять во внимание и другие
возможные источники помощи: друзей, семью,
врачей, священников к которым можно
обратиться. Попытайтесь убедить подростка
обратиться к специалистам (психолог, врач).
В противном случае, обратитесь к ним сами,
чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
Если у вас возникают опасения относительно
состояния вашего ребенка или если в семье
уже имела место суицидальная попытка,
следует предпринять меры по предупреждению
суицидального кризиса. Эти действия включают
две основных стратегии – постоянную работу
по улучшению взаимоотношений в семье
повышению самооценки, самоуважения у
ребенка, а также меры по улучшению
коммуникации (общения) в семье при выявлении
признаков суицидальной угрозы.
Всегда думай!
Избегай неприятностей!
Реально оцени свои силы и действуй!
Особый случай: проси помощи и защиты!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
2.
Кравченко А.И. Родителям о подростках и
подросткам о родителях. – М., 2002.
3.
Медведева И.Я. Книга для трудных родителей.
– М., 1994.
4.
Тихонова Н. Российская семья в начале века:
ситуация удручающая.// Воспитание школьника.
- №3. – 2002.
5. Ж.В.Черкунова. Сборник
методических материалов, 2009г.
|