Производственное обучение в колледже является важнейшей составной частью
учебного процесса, правильная организация которого призвана обеспечить развитие
интереса учащихся к избранной профессии, подготовку квалифицированных рабочих.
Производственное обучение включает следующие взаимосвязанные составляющие:
- производственное обучение в
учебно-производственных мастерских;
- производственное обучение в условиях
производства, ресурсных центров;
- производственная практика.
Решающая роль в формировании конкретных трудовых умений и навыков в процессе
производственного обучения принадлежит мастеру
производственного обучения. В его функции
входит научить будущих рабочих правильно планировать свой труд, вести
необходимую документацию, рационально подбирать инструмент и оборудование,
организовывать свое рабочее место, эффективно использовать рабочее время,
анализировать типичные ошибки и уметь их предупреждать, активно пользоваться
техническими знаниями, справочной литературой. Мастер производственного обучения
практически учит профессии, помогает учащимся овладеть профессиональными
навыками и умениями, стимулирует активность воспитанников личным примером.
Характерной особенностью занятий производственного обучения является
целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении
всего занятия. Для этого, мастер до мельчайших деталей продумывает весь ход
занятия: знакомится с методической литературой, составляет план занятия,
разрабатывает инструкционно-технологические
карты, где указывает содержание и
последовательность выполнения всех операций данного задания, намечает
распределение учащихся по рабочим местам, готовит необходимые приспособления и
инструмент, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для
проведения занятий, определяет и конкретизирует свою деятельность и деятельность
учащихся на каждом этапе занятия.
Понятное и доступное объяснение мастера, четкий показ приемов выполнения рабочих
операций, посильность задания – все это позволяет учащимся успешно овладевать
специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и
возможностях. Своевременная помощь и поддержка учащегося, когда он испытывает
затруднения в ходе выполнения учебно-производственного задания, также
благоприятствуют формированию положительного отношения к выполняемой работе.
Воспитывая интерес к профессии на занятиях производственного обучения, мастера
опираются на жизненный опыт учащихся, прислушиваются к их предложениям, даже
если они технически несовершенны, побуждая тем самым воспитанников к проявлению
инициативы и самостоятельности. Такая педагогическая позиция вызывает у учащихся
стремление к творческому поиску.
Составной частью производственного обучения
является производственная практика
учащихся. Этот этап подготовки квалифицированных рабочих существенно влияет на
развитие профессионального интереса.
Педагогически правильно организованная производственная практика в
сельскохозяйственных организациях и на предприятиях играет важную роль в
профессиональной адаптации будущих молодых специалистов рабочих профессий, в
подготовке их к труду в соответствии с полученными квалификациями.
В организации производственной практики
важную роль играет социальное партнерство
колледжа с базовыми предприятиями. Его необходимость обусловлена сложностью
задач в подготовке конкурентоспособных молодых специалистов. Особенно тесное
взаимодействие сложилось с ОАО «Беловежский», ОАО «Александрия – Агро», ОАО «Макарово
– Агро», СПК «Остромечево».
В хозяйствах и на предприятиях учащиеся знакомятся с особенностями
сельскохозяйственного производства, многообразием механизированных и
транспортных работ. В базовых хозяйствах обучение организуется на новых
тракторах, комбайнах, комбинированных агрегатах, специализированном транспорте,
средствах комплексной механизации и автоматизации.
Работая на новой технике в базовых хозяйствах, учащиеся убеждаются, что
производительность труда и его качество находятся в прямой зависимости от
профессиональных знаний, умений и навыков. Действительно, подготовка агрегата и
подготовка поля, работа на агрегате и проверка ее качества требуют от учащихся
соблюдения технологической дисциплины и охраны труда, выполнения агротехнических
требований, воспитывают ответственное отношение к делу. Взаимодействие с
базовыми предприятиями дает возможность учитывать и исправлять недочеты в
подготовке квалифицированных рабочих: некоторые учащиеся не обладают навыками
эффективного использования теоретических знаний в практической работе, особенно,
если на уроках производственного обучения они были пассивны, а в семье допущены
упущения в трудовом воспитании. Для таких учащихся работа в базовых хозяйствах
под руководством опытных наставников дает уникальные возможности формирования и
развития навыков производственной деятельности.
Важнейшим показателем эффективности взаимодействия колледжа и базовых
предприятий является то, что выпускники сравнительно легко адаптируются в первые
недели после трудоустройства. Традиционно на протяжении последних лет учащиеся в
соответствии с заключенными целевыми и трехсторонними договорами получают
направления на работу в хозяйства и на предприятия, где они проходили
производственную практику. Качественная профессиональная подготовка будущих
рабочих для различных отраслей народного хозяйства в учреждениях, обеспечивающих
получение профессионально-технического образования, является важнейшей
составляющей общегосударственных мероприятий по профессиональному
самоопределению учащейся молодежи.
|